Маркетинговая стратегия для бизнеса отсутствует или проработана для галочки у 60% российских компаний. Из них часть вообще не знают, что такое маркетинговая стратегия и для чего она нужна.
Недавно поступил вопрос от предпринимателя: «Подскажите, что делать. Лью трафик на сайт, а заявок нет. В чем причина?». Когда он услышал, что нужна проработка маркетинговой стратегии, то следующая фраза — «Нам это не надо. Спасибо, до свидания»
Скорее всего этот человек решит, что интернет-маркетинг в именно его бизнесе не работает. Хотя нужно лишь проанализировать точку «А» и определить точку «Б». В чем и помогает маркетинговая стратегия для бизнеса.
Не буду кидаться сложными терминами. Объясню простым языком.
Маркетинговая стратегия — заранее спланированный маршрут (выбор инструментов продвижения) от текущей ситуации в бизнесе к желаемой с использованием обозначенного бюджета.
Если отсутствует стратегия в маркетинге, то бюджет бесцельно сливается и собственник бизнеса не получает результат.
Я называю это неуправляемым маркетингом, который обычно сводится к:
Страшная картина, правда? При этом маркетолог в компании — это «многорукий многоног». Он же секретарь, он же продаёт, он же выполняет мелкие поручения, которые вообще никак не связаны с маркетингом. Неудивительно, что человеку сложно сфокусироваться и дать четкий результат.
Цели маркетинговой стратегии:
Над этими целями постоянно должен работать маркетолог. Конечно не один. Для этого лучше нанять подрядчика или сформировать хотя бы небольшой отдел.
Когда вы не знаете, как доехать до точки, то всегда прокладываете маршрут на карте или в навигаторе. Так вот, маркетинговый аудит — ваш навигатор, который поможет добраться до цели без проблем. При этом сэкономить время и деньги.
Только увидев и оценив полную картину, вы сможете переходить к улучшениям и оптимизации в компании.
Существуют два ошибочных утверждения, которые приводят к тотальному сливу бюджета:
Если вы верите, что эти утверждения верны, то не удивляйтесь что реклама не работает и у вас мало клиентов. Продавать всем — значит не продать никому!
Вся маркетинговая система должна быть заточена только под самых целевых клиентов. Это ни разу на 50% рынка, а всего 5-6%, которые будут давать вашей компании 100% результат. Конечно будет и побочная клиентура, но вы не должны под неё подстраиваться.
Вы знаете, кто ваш клиент, что он любит, и продаёте только ему.
Благодаря этому можно персонализировать предложение, в соответствие с потребностями и запросами целевой аудитории. Это приведет к росту конверсий, рентабельности и, в конечном итоге, прибыли.
Подумайте, кто может стать покупателем вашей продукции и по какой причине они покупают продукцию, аналогичную вашей.
Попробуйте поставить себя на место покупателя, какие проблемы вы хотели бы решить? Каким было бы для вас идеальное решение?
Сегментов аудитории может получиться несколько. Теперь оцените каждый сегмент по следующим параметрам:
Последний пункт он даже больше духовный. Построить бизнес получается у тех предпринимателей, которые горят своим делом и любят его. Если вы не будете любить своих клиентов, то всё остальное прах. Это важный пункт при анализе сегментов аудитории.
Каждый сегмент уникален. Невозможно сделать предложение, которое угодит всем. Если вы хотите работать с несколькими сегментами сразу, то под каждый из них разработайте разное УТП.
Проработка и выборка по сегментам всё равно не даст полной картины. Потому, что нельзя проанализировать каждого человека, который входит в сегмент.
Поэтому создаётся портрет клиента (аватар) — яркого представителя всего сегмента, который мы сможем анализировать. Благодаря составлению портрета мы сможем понять боли, страхи, желания, потребности и узнать возражения клиента
Чтобы создать портрет целевого клиента, используйте следующие вопросы: |
|
Вопросы | Комментарии |
Формальные характеристики |
|
Пол, возраст | Думаю здесь все понятно;) |
Социальный статус | женат, не женат и т.п. |
Образование | Какая степень образования? |
Образ жизни | Активный или пассивный. |
Окружение | С кем больше всего взаимодействует? Знакомство с новыми людьми? |
Поведенческие привычки | Что делает ежедневно? Какие плохие и хорошие привычки имеет? |
Внутренний мир |
|
Отношение к себе, восприятие своего «Я» | Какой личностью видит себя? Как позиционирует себя перед окружающими? |
Ценности и убеждения | Какие имеет ценности? Напр.: честность, открытость и т.д. |
Жизненные цели и стремления | К чему стремится? Какая глобальная цель? Как хочет прийти к ней? |
Мечты, желания | О чем мечтает? Есть ли реализуемые желания? |
Страхи, боли | Чего боится? Как борется со своими страхами? Чего не хватает для полноценной счастливой жизни? |
Скрытые потребности | В каких желаниях не признается даже самому себе? К чему стремиться на интуитивном уровне? |
Предпочтения |
|
Хобби, увлечения | Чем занимается в свободное время? |
Какие книги читает | Какой предпочитает жанр литературы? |
Какие фильмы смотрит | Триллеры, комедии, биографии и т.п. |
Что ищет в интернете | Какие запросы наиболее часто вводит? |
Кто для него лидер мнений | Чье мнение учитывает и считает важным? |
Любимые бренды | В каких магазинах одевается? Какую технику предпочитает? Какой ценовой сегмент? |
Места обитания |
|
Где живёт и почему? | Какой город, область? Количество жителей в населенном пункте? |
Работа/учёба | Топовые компании/университеты, средние компании, свой бизнес. |
Где проводит отдых | Любимые места отдыха? Может быть путешествует? |
Еда | ЗОЖ, БП или традиционная русская кухня и т.п. |
В каких соцсетях сидит? | VK, Instagram, Facebook, Telegram и т.д. |
Ресурсы |
|
Сколько зарабатывает? | Среднемесячный заработок |
Как зарабатывает? | Наемная работа, бизнес, фриланс и т.п. |
Как распоряжается своими финансами? | Единолично или совместный бюджет? Планирует расходы или не считает? |
Часто ли делает покупки? | Периодичность покупок одежы, обуви, продуктов питания, затраты на развлечения и т.д. |
За что готов платить? | Какие характеристики важнее цены? Напр.: качество, результат и т.д. |
Отношение к продукту |
|
Какие товары выбирает? | Основные критерии при выборе товара? Напр.: красивая упаковка, содержание и т.д. |
Как и где находит поставщиков? | По советам друзей, по отзывам на форумах и т.д. |
Какие ожидания от продукта? | Какой результат хочет увидеть после использования? Напр.: пылесос — чистый ковер, тихая уборка, мощное всасывание и т.д. |
Как определяет ценность продукта? | Из личного опыта, по отзывам, сопоставляя с аналогичными продуктами и т.д. |
Принятие решений |
|
По каким параметрам принимает решения? | Выделить один основной и три сопутствующих. Напр.: цена, качество, ценность, удобство использования и т.д. |
Как относится к новому? | Любит экспериментировать, консерватор и т.д. |
Кто является ЛПР | Сам лично? Супруга? Родители? |
Принимает решения импульсивно или обдуманно? | Планирует покупки заранее или покупает «здесь и сейчас» |
Возьмем к примеру услуги по охране коммерческих объектов. Есть ли у них потребность в охранной системе? Нет. Потребность заключается в сохранении собственности. Всегда смотрите вглубь, для этого и нужна маркетинговая стратегия.
Не пытайтесь воссоздать среднестатистический профиль из базы имеющихся клиентов, и угадать чего они хотят. Это приведёт к путанице и в итоге вы вернетесь к тому, с чего начинали.
Маркетинговая стратегия базируется на основании анализа целевой аудитории. Если не будете знать клиента, то всё остальное будет работать неэффективно.
Для качественной проработки маркетинговой стратегии этот шаг просто необходим. Анализ конкурентов даст вам чёткое понимание, что хорошо сработает в вашем бизнесе. По сути вы должны перенять успешный опыт коллег и избежать негативный.
На что смотреть:
Отдельно хочу уделить внимание западу. Все в курсе, что экономика России отстаёт от США и других стран.
Поэтому, посмотрите на своих западных коллег и посмотрите, в каком направлении они развиваются и что задействуют для развития.
Можете возразить, что русский рынок специфичен. Соглашусь, но со временем мы всё равно перенимаем западные технологии. Те, кто понял это раньше других, развиваются с сумасшедшей скоростью и всегда готовы к новым трендам маркетинга.
Понимание, ЧТО делать уже есть, теперь расскажу КАК на практике проводить анализ конкурентов. Для начала рекомендую использовать онлайн сервисы:
В результате вы поймёте, какие инструменты и онлайн системы привлечения клиентов используют конкуренты. Сервис покажет в процентах, откуда идёт трафик: с социальных сетей, баннерной, контекстной рекламы или с реферальной системы.
Это рекомендую многие «Гуру» маркетинга, однако не надейтесь на 100% достоверность результатов. В некоторых случаях они вообще не могут проанализировать сайт, например если у конкурентов нет аналитики либо они скрывают аналитические данные.
Самый достоверный, но трудный способ — шпионство. Устройтесь на работу к своему конкуренту на пару недель. Вы такую аналитику соберете, что любой сервис позавидует. Трудозатратно, но это единственный способ посмотреть внутреннюю кухню конкурента.
Ещё один способ — путь клиента. Подайте заявку на услугу и пройдите весь путь, включая звонок, встречу, покупку и использование продукта. Иначе не получится полной картины.
В процессе вы узнаете:
Гарантирую, что найдётся не один десяток точек роста, которые можно внедрить в бизнес. Рекомендую на всех этапах вести записи. Этот шаг очень важен для правильной проработки маркетинговой стратегии для бизнеса.
Если нет времени на анализ — доверьте его нам. В течение 2-х недель вы узнаете о своих конкурентах всё! Для связи отправьте заявку на консультацию через любую форму или звоните воцап: +7 (923) 287-34-27.
Эта методика до боли проста, о ней знает каждый маркетолог… Но используют такой подход единицы! Если вы среди их числа — огонь, молодцы. Если нет — бегом проводить старый добрый SWOT.
Определите для своего бизнеса:
УТП и позиционирование это разные понятия, не путайте их:
Подходить к разработке УТП с позиции креатива — полной кретинизм. Исключение составляет тот случай, когда у вас раскрученный бренд и многомиллионная компания.
Для УТП стоит искать отличия от конкурентов, которые закрывают потребности/страхи/боли клиентов и использовать их в тексте.
И тому подобные фразы не рассказывают клиенту ни о чем, и не цепляют взгляд. Что очень важно в условиях перегруженности сознания повседневной информацией.
Многие забивают на этот шаг и переходят к разработке маркетинговой стратегии. При этом они теряют до 97% клиентов!
Давайте ознакомимся со статистикой, предоставленной Hubspot:
Не забывайте про цикл сделки. После запроса коммерческого предложения 63% людей созревают как минимум 3 месяца, а 20% захотят купить спустя как минимум год.
Статистика рубит с плеча. Вот вам и ответ на вопрос: «Почему реклама даёт так мало результатов».
Начало пути клиента начинается с понимание, что есть проблема или потребность и заканчивается рекомендациями друзьям и знакомым вашего продукта.
Есть 2 хороших модели, которые описывают путь клиента:
Модель воронки не описывает весь процесс, а только верхнюю часть. Мне больше нравиться модель Джона Янча.
Клиента нужно привлечь, обучать потреблению и постоянно подогревать. Ведь изначально мы имеем абсолютно холодную аудиторию по отношению к нашей компании. По отношению к потребности клиент может быть теплым или горячим.
Если вы проигнорируете изучение пути клиента, то можете забыть о качественных заявках и повторных продажах.
Вот теперь мы готовы поработать над маркетинговой стратегией. Ведь у нас есть все исходные данные для планирования нашего маршрута.
Объедините кусочки мозаики, описанные выше и получите полную картину маркетинговой стратегии.
Обязательно следует назначить ответственных лиц на каждый шаг, поставить дедлайн и выделить конкретный бюджет. После этого остаётся только подождать результата работы маркетинговой машины.
Вы не Ванга. Как бы хорошо ни была проработана маркетинговая стратегия, она всё равно будет требовать постоянного допиливания и улучшения.
Любое внедрение маркетинга должно заканчиваться аналитикой и подведением итогов. К сожалению в России более 80% предпринимателей толком не знают сколько денег потрачено на рекламу и какой результат они получили.
На основании этих данных можно сделать соответствующие выводы об эффективности маркетинговой стратегии.
Особенно меня забавляет, когда клиенты жалуются, что реклама не работает, но при этом у них даже счётчик метрики на сайте не установлен. Надеюсь, благодаря моей статье вы более ответственно будете относится к аналитике.
Проблема современного бизнеса в России заключается в том, что предприниматели ищут кнопку «Бабло». В то время, как у них под носом целый кландайк инструментов для получения отличных результатов.
Поэтому они жадно хватаются за покупку лидов по 100 рублей и настройку какой-то мистической рекламы в Яндекс.Директ, которая обязательно на вложенную 1 000 рублей принесет сотню.
Когда вам предлагают лендинги за 10к с конверсией в 30% подумайте, какого качества будут лиды, каким образом подрядчик сможет обеспечить такой результат. Как он вообще может прогнозировать конверсию, не ознакомившись с вашим бизнесом.
Чтобы не разочароваться в маркетинге подходите к предложениям с холодной головой. Таких сложных схем, как мы сегодня с вами разобрали, не существовало бы в природе, если бы всё было так просто.
Только маркетинговая стратегия поможет вам привлекать клиентов стабильно и системно!
Очень старался, когда писал эту статью. Надеюсь она получилась достаточно понятной и полной. Если есть вопросы — задавайте в комментариях. Буду благодарен за обратную связь.
Если нужна консультация по услугам, то отправляйте заявку на консультацию через любую форму на сайте. Желаю успехов в бизнесе, высоких конверсий и качественных лидов!
Павел, круто спасибо за информацию, а самое главное что Я прочел как интересный рассказ и все схемы вы прекрипили!!!
Пожалуйста) Надеюсь информация вам пригодится!
Нашла нужную информацию по маркетинговой стратегии. Хочу создать стратегию своей аудиторской компании по продвижению аудиторских услуг. Можно будет получить консультации?
Здравствуйте Наталья. Можно. Подайте заявку через контактную форму на сайте.